Значение и смысл ката. Перевод названий ката сётокан на русский язык

Главная / Новости

Значение и смысл ката. Перевод названий ката сётокан на русский язык

Все боевые искусства имеют богатую историю и традицию, уходящую в глубину веков. Они зародились еще в средневековье. Hо существует нечто, что можно назвать связующим звеном между этим прошлым и сегодняшним настоящим. И это звено технически и духовно называется КАТА. Ката, в переводе с японского «форма» или «образ», — представляют собой технические комплексы приемов традиционного каратэ. Причем ката в первозданном виде почти не осталось. Многие из них были модифицированы известными мастерами, некоторые воссозданы или придуманы заново. Однако, независимо ни от чего, все мастера различных стилей каратэ всегда придавали и придают изучению формальных комплексов исключительное значение, поскольку в ката заложены все основные принципы боевых искусств.

Ката — это комплекс оборонительных и наступательных техник, выполняемых против одного или нескольких воображаемых противников в строго установленной последовательности. Ката соединяет различные техники, которые были созданы мастерами для того, чтобы мы могли пользоваться и после их смерти их личным опытом, техникой, менталитетом, серьезно занимаясь этим искусством. Победить воображаемого противника в ката означает одержать победу над самим собой. Если изучающий каратэ-до не научиться побеждать самого себя, то он не сможет закалить дух — вот в чем ценность ката.
Изучение ката очень полезно в плане чистоты техники. Изучение и отработка ката — это один из лучших способов улучшения телесных функций (силы, быстроты, концентрации сознания). Выполнение ката очень важно с точки зрения энергетики. При выполнении ката происходит зарядка энергетических каналов и организма практикующего космической энергией. Однако, разные ката по-разному заряжают организм и определенные каналы. В каратэ существует ряд энергетических ката, таких как: Хангэцу, Санчин, Тэншо и другие.

Начинается ката всегда с приветствия, после которого каратист встает в позицию «йой» (позиция готовности). Затем он начинает исполнять последовательность технических элементов: защиты, атаки, прыжки, удары и их комбинации. В моменты наивысшей концентрации каратист подчеркивает свои действия «киай». Затем этот воображаемый бой останавливается, и каратист возвращается в позицию «йой».

Каждая ката, как правило, начинается с защитного действия. Этим подчеркивается миролюбивый характер каратэ, основывающийся не на агрессивных чувствах, а на умении владеть собой. Все ката основаны на главных принципах каратэ: чередование мягкого и жесткого, быстрого и медленного, расслабления и концентрации. Залогом успешного выполнения ката служат четкий ритм, чувство дистанции, чувство времени, правильное дыхание. Все движения должны выполняться в точном соответствии с каноном. Схемы ката предполагают передвижения по определенной схеме. Заканчивается ката, как правило, в том же месте, что и начиналась.

Сейчас, в наши дни, все существующие ката являются лишь в большей или меньшей степени искаженными вариантами ката древних стилей, практиковавшихся много веков назад. Раньше эти ката были ключами к переходу в определенные состояния, каждый элемент в них имел свое неповторимое значение, и вполне естественно, что эти знания, передаваясь от учителя к ученику, широко не распространялись. Естественно, чисто формальное исполнение движений такого ката без внутреннего содержания не могло иметь никакого эффекта.

Полное владение ката — характеризуется той глубиной знаний и практического опыта в его овладении, которая позволяет подняться на следующую ступень мастерства, для начала изучения более высокого и сложного ката, и включает в себя такие требования, как:

• Четкое и правильное выполнение всех элементов ката.

• Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.

• Правильное использование принципов дыхания, сжатия и расширения, напряжения и расслабления, умение опускать центр тяжести и работать Хара (местом концентрации физическоймощи).

• Постоянное сохранение Заншин (предельная концентрация на визуализированном противнике), передача боевого духа данного ката, мощный ки-ай.

• Соблюдение правильного ритма в ката и количество времени необходимого на его исполнение.

• Знание терминологии каждого движения используемого в ката, а также его практическое и боевое применение в бункай-ката.

• Умение выполнять данное ката как в прямом, так и в обратном (зер­кальном) направлении ура-ката.

Только при выполнении всех вышеперечисленных требований можно переходить к изучению и практике следующего ката.

В современном Шотокане основными считается 26 ката :

Тайкеку 1-3. «Великий Предел». Созданы в 40-х годах Г.Фунакоши. Предназначены для развития силы и координации. Не входят в порядковую классификацию.
Хэйан 1-5. «Мир и покой». В Сюри-Тэ назывались Хэйва-Антэй. После модификации Итосу назвал их Пин-ан. Под таким названием они изучаются в Вадо-Рю, Сито-Рю, Киокусинкай и др. С 1936 г. Фунакоши изменил название на Хэйан. Учебные ката, подготавливающие ученика к постижению более сложных ката.
Тэкки 1-3. «Железный всадник». Ката имитирует бой в ограниченном пространстве, где нет возможности для маневра, в лодке, в комнате, на краю обрыва. Во всех трех вариантах используется только стойка всадника и отражение атак спереди и сбоку по принципу — стена сзади, имитируя сбивание захватов при борьбе в латах, удары на близком расстоянии (каги-цуки) и староокинавскую технику низких ударов ногами (фумикоми). Прежнее название Найханти. Ката воплощает основные черты Серэй-рю. Тэкки Седан — исходная форма, предположительно из Китая. Тэкки нидан и Тэкки сандан созданы Итосу. Под названием Найханти изучаются во многих стилях.
Бассай-дай . «Преодоление преграды» или «Взятие крепости». Традиционная ката во многих стилях и школах. Имеется множество интерпретаций. Под название Пассай или Бассай практикуется в Вадо-Рю, Сито-Рю, Итосу-кай, Исиминэ и др. Автор неизвестен. Мощная и динамичная ката с постоянной, быстрой сменой рук в блоках и ударах, подобно действиям при осаде замка.
Бассай-Сё . Малая форма. Создана Итосу. Практикуется только в Сетокан.
Канку-дай . «Созерцание небес», «Взгляд в небо». Прежнее название Кусянку или Кванку по имени создателя Гунь-Сянь-цзюна. Существует множество вариантов этой ката: Канку-дай и Канку-се в Сетокане, Кусянку в Вадо-Рю, Сихана-Кусянку в Сюри-Тэ, Кусянку мастеров Китаяра и Куниеси, Кокосун-Дай в стиле Санкюкай и др. Считается, что Итосу взял Кусянку за основу при создании ката ряда Хэйан (Пин-ан). Любимая ката мастера Фунакоши. Считается, что в этой ката зашифрована вся основная техника Сетокана.
Канку-се . Малая форма. Создана Итосу. Практикуется только в Сетокане.
Эмпи . «Полет ласточки». Первоначальное название Вансу, по имени создателя ката Саппусина Вансу, впервые продемонстрировавшего ее на Окинаве в 1863 году. Вариант мастера Санаэды, ученика Вансу впоследствии был модифицирован Итосу. Под названием Вансу практикуется в Вадо-Рю, Серин-Рю и в других стилях. Старейшая ката в каратэ-до была очень популярна в Томари. Техника в ката значительно изменилась к нашему времени. Но остался темп смены уровня центра тяжести, и движения бедра, и исполнения техники подобно порханию ласточки вверх и вниз
Сотин . «Великое умиротворение» или «непоколебимость». Ранее называлась Хакко. Изучается только в Сетокане и Сито-Рю. Происхождение и автор неизвестны.
Мэйке . «Созерцание в зеркале». Прежнее название Рохай — «Прогулка белого журавля». В Томари-тэ имеет 3 варианта. Название изменено Г.Фунакоши.
Дзион . Ката китайского происхождения. Относится к Томари-тэ. Существует две версии названия:
по имени легендарного воина-монаха, жившего в XV в. и якобы создавшего эту форму;
по названию монастыря Дзион-дзи в Китае, где предположительно создана эта ката. Изучается в Сетокане и Вадо-Рю.
Дзи’ин . Еще одна ката из Томари-тэ. Фунакоши называл ее Сокё — «Постройка Храма». Модифицирована Итосу.
Дзиттэ . «Десять рук». Также относится к Томари-тэ. Существует множество интерпретации. Характерна техника боя против нескольких противников, быстрые смены позиций и направлений действий
Хэнгэтсу . «Полумесяц». Мастер Фунакоши называл ее Сэйсан в книге «Рюкю кэмпо: каратэ». Единственная энергетическая ката в Сетокане. Происходит из Наха-тэ.
Ганкаку . «Журавль на утесе». Древнее название Чинто по имени создателя, китайского посланника на Окинаве. Принадлежит к стилю Серэй-Рю. Изучается также в Сито-Рю. В Сетокане изучается версия Итосу. Одна из старейших ката в каратэ-до.
Чинтэ . «Редкая рука». Фунакоши называл ее Сеин. Изучается в Сито-Рю. Сэнсэй Канадзава относит ее к ката защитных действий. Происходит из Китая.
Нидзюсихо . «24 шага». В Сито-Рю, Томари-тэ называется Нисэйси. Происхождение и автор неизвестны. Также изучается в Вадо-Рю. Относится предположительно к группе Арагаки, наряду с Сотин и Унсу. Это очень мощное, силовое ката. В технике превалируют удары локтями. В старом варианте, вместо йоко гери, практиковали фумикоми.
Ванкан . «Королевская корона», «Шум сосен». Также известна под названиями Сиофу и Хито. Относится к Томари-тэ, к школе К.Мацумора. В Сито-Рю изучается под названием Мацукадзэ. Самая короткая ката в Сетокане.
Унсу . «Облачная рука» или «Руки, раздвигающие облака». Происхождение и автор ката неизвестны. Возможно, это самая древняя форма. Изучается и в Сито-Рю.
Годзюсихо — (дай и се).»54 шага». Фунакоши называл ее Хотаку. В Сито-Рю называется Усэси.

Одна-две ката — вот единственное, что нужно человеку, если только исполнять их четко и с условием, что они станут «твоими». Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познания и для сравнения. Как бы ни был богат и обширен ваш опыт в области формальных упражнений, он бесполезен без должной глубины. Сколько бы человек ни выучил ката, но если тренировка в них недостаточна, они едва ли пригодятся.

Поделиться:
0 comments

No comments yet, but you can be the first

Leave a comment:
Обратный звонок RedConnect