История сюритэ-сётокана

Главная / История сюритэ-сётокана

ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАРАТЭ СЮРИТЭ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИКА СТИЛЯ СЁТОКАН.

Создатели сюритэ

На основе книги Брюса Б. Клэйтона «Секреты Сётокана. Скрытая правда об истоках каратэ» (Bruce D. Clayton. Shotokan`s Secret. The Hidden Truth Behind Karate`s Fighting Origins).

ВВЕДЕНИЕ

Данная статья основана на материалах, изложенных в книге Брюса Б. Клэйтона «Секреты Сётокана. Скрытая правда об истоках каратэ» — малоизвестных (точнее сказать – практически неизвестных) русскоязычным специалистам каратэ. Книга была издана в 2004 году в США и её автор Б.Д. Клэйтон является обладателем (на момент написания книги) 5-го дана сётокан-каратэ-до, преподавателем Университета Монтаны, доктором философских наук (правда, по специальности экология). Тем не менее, обладание научным званием даёт ему в руки весь аппарат методов научного исследования. Один только ссылочный аппарат книги составил 260 наименований.

Своей темой автор поставил задачу найти портрета учителя сэнсэя Фунакоси мастера Адзато Анко. В своих поисках был вскрыт огромный исследовательский материал, который в значительной степени переворачивает современные представления об возникновении не только стиля Сётокан, но и годзюрю и ситорю.

ВРЕМЕННЫЕ, ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ РАМКИ.

Каратэ направления сюритэ возникло в середине 19 в. На Окинаве. В течение столетий окинавские мастера боевых искусств пользовались знаниями, получаемыми из близлежащего Китая, которые несли мощную традицию чуаньфа. Окинавское направление, базируясь в значительной степени на знания китайских мастеров,  ознаменовало собой резкий разрыв с предыдущим трендом.

Прежде всего надо заметить, что город Сюри был столичным центром Окинавского королевства. В 19 веке это было достаточно спокойное и стабильное общество, чьё мирное существование было достигнуто во-первых тем, что о.Окинава лежит в центре пересечений великих держав того времени (США, Китай, Япония), а во-вторых, тем достигнутым эффектом после предшествующих десятилетий неспокойства, вызванным запретом на ношение оружия и его полного изъятия у местного населения. Это породило необходимость обеспечить безопасность местной правящей элиты и, прежде всего, местного правителя короля Сё Тай.

Учтём также ещё одну местную особенность – достаточно небольшую (относительно) территорию самого острова Окинава. Столица Сюри (родины сётокана), портовый город, Наха (родина годзюрю, базирующаяся на традициях, привнесённых китайскими пиратами) и прибрежная деревня Томари (родина ситорю, находится примерно на трети пути из Наха в Сюри) образуют треугольник размерами не превосходящий Голден Гейт Парк в Сан-Франциско. Тем самым была охвачена достаточно небольшая территория, на которой все всех знали и ни один мастер боевых искусств не был неизвестен любому другому такому же мастеру.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ.

Каратэ стиля было разработано и создано в кругу местной военно-служилой знати и, прежде всего, чиновников, которые окружали короля и обязаны были обеспечить его безопасность. Главным из них был, несомненно, знаменитый Сокон (Буси, т.е. «воин») Мацумура, который около 50 лет занимал должность военного министра Окинавы и, по совместительству, главного телохранителя короля. Из этого факта и произрастает легенда о преподавании каратэ в ночное время – в дневное чиновники королевского двора (достаточно небольшого по размерам и численности) были заняты своими непосредственными служебными обязанностями. Учтём и такой факт, что не только население острова, но и охрана короля, его телохранители были практически безоружны.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.

Каратэ стиля сюритэ означало резкий разрыв с предыдущей традицией окинавского тодэ. В основе последнего лежали привнесённые с территории Китая через обширный культурный, торговый, семейно-родственный, военный обмен навыков и традиций китайского чуань-фа с его приёмами обездвиживающих ударов по уязвимым точкам и нервным узлам, воздействия на суставы, которые хоть и наносят ущерб противнику, однако не приводят к его уничтожению. Причиной, привёдшей к возникновению вышеуказанных техник, является буддийская религия с её понятием кармы, которая может быть нарушена в результате убийства живого существа, что может негативно сказаться на результатах грядущих перерождений. Странствующие монахи – носители боевых приёмов старались прибегать к применению силы лишь в крайней степени, терпели боль и травмы, а ущерб противнику ограничивали определённым «неприемлемым» уровнем. Это, кстати, привело к такой характерной черте «китайских» стилей как накачивание мощного мышечного корсета, способного выдержать многие удары.

В противоположность им окружение и телохранители правителя Окинавы разработали жёсткий и прямолинейный стиль ведения боя, призванный к физическому уничтожению любого противника за пару секунд. В основе лежит идея сокрушительной, ошеломляющей  скорости наносимых ударов. В книге приводится характерный пример того, какой ущерб может нанести человеку девятиграмовый камешек, брошенный в человека. Однако эффект от такой же по весу пули, выпущенной из ствола огнестрельного оружия, будет совершенно иным. Другого пути отстоять безопасность охраняемой ими персоны, с которой к тому же связывали не только служебные, но зачастую родственные и даже дружеские отношения (они даже тренировались вместе с королём) у них не было.

Особо важным аспектом творцы сюритэ считали оздоровительный, продлевающий жизнь. Характерна в этом плане судьба Тётоку Къяна – слабого, болезненного ребёнка, страдавшего астматическими приступами, а также близорукостью. Однако был ещё сыном одного из руководителей Сюри. Жёсткие тренировки, проходившие, кстати, в тронном зале замка, превратили его в одного из самых подготовленных бойцов своего времени.

ИМЕНА.

Хотелось вкратце остановиться на поимённом списке родоначальников тодэ стиля сюритэ. И первым несомненно надо назвать

Сокон «Буси» Мацумура. Именно он является основоположником направления жёсткого линейного каратэ. Этот человек 50 лет был начальником гарнизона замка в Сюри, а также военным министром Окинавы. И именно его имя зашифровано в названии стиля сётокан: «сосны и волны», иероглиф «мацу», сосна, имеет ОНное, китайское, чтение как «сё». В 14-летнем возрасте он был выбран для воспитания и обучения патриархом окинавского тодэ, разработавшего систему додзё и введшего принцип хикитэ, Тодэ Сакугава. Легенда гласит, что за свою жизнь Мацумура провёл множество поединков со всеми мастерами окинавского тодэ и ни разу не проиграл. В основе его техники лежит сокрушающе нокаутирующие прямолинейные удары, типа ойдзуки, использующие энергию напряжения мышц живота хара и вращения бёдер. Именно его личные боевой опыт лёт в основу создания нового направления в каратэ, в считанные десятилетия завоевавшего весь мир, в отличие от китайского ушу, охватившего за столетия сравнительно небольшой ареал.

Ясуцунэ (Анко) Итосу. Второй из двух выдающихся основателей и разработчиков сюритэ. Однако, если Мацумура был больше практиком, то Итосу – больше учителем. Он обладал ударом сокрушительной силы и часто развлекался на улице тем, что выбивал из каменных заборов рукой камни, навесив на них свои кожанные сандалии, обычно носимые им подмышкой. Ученик Мацумуры, Итосу многие годы проработал личным секретарём Сё Тай и, соответственно, был не просто образованным человеком, но и личным телохранителем короля практически ещё с детских лет последнего. Особенностью его тактики было нанесение одного-единственного нокаутирующего удара или применение таких заломов, которые приводили к практическому обездвижению противника. Такая тактика была новинкой в окинавском тодэ.

Ясуцунэ Адзато. Ещё один ученик Мацумуры. Учитель Г. Фунакоси, у которого Фунакоси был единственным учеником. Военный аташе, советник по внешним военным отношениям при дворе Сё Тайму. Был настолько близким другом Итосу, что их часто смешивают.

Тёфу Къян. Отец и учитель Тётоку Къяна. Королевский слуга и Хранитель королевской печати, близкий друг Итосу.

Сэйсё Аракаки. Переводчик с китайского и японского языков (японский и окинавские языки сильно различаются) при дкоролевском дворе. Учитель Тётоку Къяна и первый учитель Канрё Хигаонны, мастер кобудо и китайского чуань-фа.

ИТОГ

Итак, подведём практический итог. Стиль сюритэ, ставший основой сётокана (посредством Г. Фунакоси) был разработан в среде высшего руководства Окинавы в середине 19 в. Этими людьми были:

— главнокомандующий всеми вооружёнными формированиями королевства Мацумура Сокон;

— советник по международным связям (=госсекретарь) короля Ясуцунэ Адзато;

— личный секретарь правителя, готовивший и редактировавший его документы Ясуцунэ Итосу;

— казначей и руководитель королевского совета Тёфу Къян;

— личный переводчик короля и его представиель в международных связях Сэйсё Аракаки.

Все пятеро одновременно были личными телохранителями короля, составлявшими его последний круг охраны (известны так же ещё нескольких лиц, входивших во внешний круг охраны, такие как Кокан Оядомари, Косан Мацумора, Ёмитан Яра, Санда Киндзё, Киюна-пэйчин).

Все пятеро внесли огромный вклад в формирование стиля сётокан:

Мацумура. Разработал ката Бассай, Ганкаку, Хэйан нидан, тэкки сёдан, Канку, Годзюсихо, Хангэцу, является автором линейной тактики сётокана.

Итосу: разработал Тэкки 2 и 3, Хэйаны, Дзион, Дзиттэ, Дзиин, Тинтэ, Рохай (Мэйкё), Эмпи. Так же является автором версий сё и дай для ката Бассай, Канку, Годзюсихо. Наставник Гитина Фунакоси.

Адзато: первый учитель Фунакоси, мастер техники обезоруживания и таисабаки.

Сэйсё Аракаки: разработал ката Сочин, Унсу, Нидзюсихо.

Тёфу Къян: первый учитель своего сына Тётоку Къяна. Уделял большое внимание оздоровительному эффекту, долгожительству.

Круг вышеописанных ката практически составляет основу стиля сётокан, кроме ката Ванкан, который, предположительно был разработан сыном Гитина Фунакоси Гиго.

Контакты

Остались вопросы? Будем рады помочь!

Сэнсей посоветует, когда лучше прийти и что взять на первую тренировку

Обратный звонок RedConnect