Аттестации в спортивном каратэ

Главная / Trainers

Аттестации в спортивном каратэ

Порой приходится слышать от представителей спортивного каратэ ( а под этим термином в России понимаются те, кто практикует каратэ по версии всемирной Федерации каратэ  — WKF) довольно спорное утверждение о том, что аттестации и пояса являются неким ненужным излишеством. Считаю его неверным по 3 группируемым причинам: формальным, смысловым и жульническим.

  1.  Формальные причины заключаются в том, что политика самого ВКФ напрвлена на всемерное развитие и поддержание традиционного каратэ в рамках регламента работы организации. Не навязывая никому какие-либо общие критерии аттестаций, да и сами э аттестации, ВКФ всячески поддерживает систему присвоения данов, которая невозможна без предстоящих им экзаменов на цветные пояса.

В самих же правилах соревнований по ВКФ постоянно подчёркивается следование традиции каратэ как в кумитэ, так и в ката.

Так, например, в критериях оцениваемости удара (а их всего 6) должны быть правильная форма (закладываемая в базовой технике КИХОН), правильная дистанция (опять термин из традиционного каратэ МААЙ), сохранение боевого духа (ДЗАНСИН – тоже традиционный термин) и концентрация (КИМЭ).

В ката ещё более всё прозрачно, ибо следование традиции каратэ означает знание тех или иных ката, изучаемых особенно в период поясных аттестаций и без которых пояс присвоен быть не должен. При этом просто формальное знание тех или иных комплексов на определённом этапе становится уже недостаточным, оно требует осмысления заложенных приёмов, их понимание, а также определённое знание различных вариантов исполнения в разных версиях каратэ.

Есть ещё 1 немаловажный фактор: ВКФ признаёт большинство из существующих школ, с уважением относиться и к другим направлениям боевых искусств. Я в этом убедился на личном примере на Чемпионате мира по каратэ в Токио в 2008 году, когда помимо выделенной для руководителей делегаций, федераций, спонсоров и прочих важных персон ВИП-трибуны была ещё одна, при этом находящаяся в более привилегированном положении – ВИП-трибуна для мастеров боевых искусств. Мне, например, хорошо запомнилось то, как эти самые представители тепло встречали 76-летнего обладателя высшего 10-дана Хирокадзу Канадзаву, чьим учеником я себя считаю.

  • В каратэ огромный арсенал всевозможных техник и низведение его только до спортивных практик по СУТИ выхолащивает его практически до 2 ударов руками и трёх ногами. Чисто спортивное каратэ – это борьба за очки, сантиметры и секунды как и в любом чистом виде спорта. Но само каратэ намного шире, грандиознее, разнообразнее, чем просто спорт. Поэтому такой «детской болезнью» страдают в основном молодые тренера, избавляющиеся от неё по мере взросления и набирания опыта и избавляющиеся полностью после создания уже собственных школ.
  • А если и не избавляются, то практически маскируют своё нежелание развиваться дальше. Для тех тренеров, которые практикуют чисто спортивное кумитэ – это абсолютно допустимо с любой точки зрения, потому как они реализуют своё видение каратэ через успехи учеников в чисто спортивном плане. Но как только начинаются разговоры о каком-либо признании или непризнании, то речь пойдёт скорее всего о ЖУЛЬНИЧЕСТВЕ с целью скрыть своё невежество. Высокомерие, надменность обычно скрывают обычную нехватку квалификации, сомнения в которой могут быть развеяны лишь предъявлением соответствующих документов, подтверждающих право на аттестацию. Отсутствие или недостаточная их авторитетность (каждый может выписать себе диплом на тетрадном листке) резко обесценивает все заявления подобных специалистов. Прежде чем что-то утверждать – предъяви документ!

Замечу, что поясная аттестация в каратэ является неотъемлемой частью каратэ, без которой практикование его просто обессмысливается и она была введена основателем каратэ Гитином Фунакоси ещё в 10-е годы 20-го века после знакомства с такой же практикой в дзюдо от создателя дзюдо Дзигоро Кана. Именно поэтому в каратэ важна личность экзаменующего, уровень его квалификации.

Поэтому о себе. С гордостью могу сказать, что все мои дипломы  и сертификаты даже не международного образца – они все международные.

Помимо того, что я неоднократно проходил многочисленные учебно-тренировочные семинары у таких видных учителей каратэ японцев (а Япония это в каком-то смысле родина каратэ), как Канадзава (10 высший дан), Миура (7 дан), Мураками (6 дан), Эноэда (8 дан), Касуя (8 дан), у большинства из них я и аттестовывался на 2 (Канадзава, Эноэда, Касуя) и 3 дан (Касуя). При этом каждый экзамен предварялся соответствующим семинаром, на котором мастер заранее удостоверялся в соответствии претендента к заявленному уровню. Копии соответствующих дипломов, размещённые в рамочках, висят при входе в наш зал (додзё по терминологии каратэ). На 4 и 5 дан я был аттестован по линии ВКФ А. Негатуровым, уполномоченным на это со стороны руководства ВКФ. Кстати, до сегодняшнего дня Негатуров возглавляет дан-комиссию Украины и его аттестации считаются авторитетными во всём мире, в чём я неоднократно убеждался, например на Чемпионате Европы в Македонии в 2019 году.

В 2015 году я был аттестован на 6 дан по версии Всемирной Федерации каратэ (ВКФ). (сознательно избегаю латинских сокращений). В итоге, я являюсь обладателем чёрных поясов международного уровня по нескольким версиям каратэ: SKIF, WSKF, JKA (это сётокан), и ВКФ (всестилевое каратэ). Мой диплом на 6 дан является уникальным (насколько я знаю) для России, потому только я 1 из немногих в стране являюсь абсолютно легитимным обладателем такого документа на данный уровень, т.к. на нём стоит личная подпись Президента ВКФ Антонио Эспиноса и печать федерации (на дипломе на испанском языке (FMK), (диплом выписывался в Испании).

Антонио Эспинос является руководителем самой престижной организации в мире каратэ, представляющей её олимпийское направление и самым авторитетным руководителем в мире каратэ. И любое оспаривание подписанного им документа автоматически делегитимизурует оспаривающего.

Вся существующая, в России сеть организаций каратэ, включая калужскую, является подчинённой по отношению к Эспиносу. А обладание 6 даном за подписью президента ВКФ делает меня самым авторитетным мастером каратэ в Калуге, а мои аттестации самыми престижными. Что бы при этом не говорили наши конкуренты — они просто не могут перепрыгнуть через авторитет А. Эспиноса, а блокировка России в условиях нынешних санкций делает это вдвойне невозможным.

Диплом на 6 дан ВКФ

Данный диплом получил подтверждение со стороны федерации ВСФ, которая на тот момент (как сейчас — не знаю, санкции) является единственной авторизованной представлять стиль сётокан в ВКФ (которая объединяет 4 основных стиля и представляет почти 200 стран).

Диплом ВСФ

Подтверждение со стороны ВСФ даёт мне право аттестовывать вплоть до 3 дана включительно, что подтверждено специальными полномочиями (документ об этом размещён в зале).

Также данный диплом от ВКФ был подтверждён со стороны ВКЦ, что является уникальным случаем в мире т.к. эти 2 всемирные организации (ВКФ и ВКЦ) не признают одна другую и возникли в 2000-м году в результате раскола ВУКО.

Т.о., в моём лице они объединились. В прошлом году руководителем ВКЦ не только России, но и во всемирном масштабе В. Тимофеевым я был аттестован на уникальный для России 7 дан. Эта аттестация является абсолютно законной, т.к. ВКЦ России является членом Федерации Всестилевого каратэ России, а её руководитель (В. А. Тимофеев, 9 дан) не просто является одним из 5 членов президиума, но вице-президентом всестилевого каратэ России.

Т.о., все наши аттестации являются абсолютно легитимными, что было подтверждено на мартовской аттестации в Чебоксарах, на которой 3 члена нашего клуба были аттестованы на чёрные пояса. Обладая правом лично аттестовывать до 3 дана включительно, я сознательно пошёл на то, чтобы ребята сдавали экзамен не мне лично, но дан-комиссии (отмечу, что на мартовском экзамене помимо 3 наших ребят аттестовывалось ещё около 50 человек), что делает эту аттестацию более авторитетной.

 Со своей стороны также отмечу, что являюсь сторонником жёстких экзаменов, которые в свою очередь повышают авторитетность самого экзамена в глазах экзаменуемого и на коричневый пояс аттестоваться у меня порой сложнее, чем где-либо на чёрный, поскольку сам проходил такие же жёсткие аттестации.

Поделиться:
Обратный звонок RedConnect